Историческая заметка

Самым значительным селением района являлось Кусково
Самым значительным селением района являлось Кусково

Кусково:

Ныне знаменитое место получило громкую славу благодаря здешним владельцам и обустроенной ими усадьбе в XVIII в. Творчество незаурядных архитекторов, красота места и широкий барский размах создали здесь, невдалеке от дороги Носовихи, прекрасный дворцово-парковый ансамбль.

Владельцы Кускова, Шереметевы, дорожили им еще и потому, что это было их давнее родовое владение. Прозвище одного из первых хозяев — некоего «Куска», или Кускова, толмача, сопровождавшего в 1379 г. митрополита Митяя в Царьград, — начисто забылось. В начале XVI в. боярин Василий Андреевич Шереметев обменял Александру Андреевичу Пушкину вотчину Алифинцево под Бежецком, а взамен получил деревню Кускову с прудом. В небольшом подмосковном имении вскоре была построена церковь, и, по данным 1577 г., Кусково, находившееся в Васильцове стану, принадлежало боярину Ивану Васильевичу Шереметеву. К нему «тянула» обширная округа — десять мелких деревень. В пору Ливонской войны и опричнины большинство из них запустело и к моменту составления писцовой книги за селом значилось только две деревни — Чертова и Забережье. Среди «тянувших» пустошей мы находим Найденову-Чурилову, будущее Вешняково.

К 1584 г. Кусково перешло к его сыну Фёдору Ивановичу Шереметеву. Он был одной из самых влиятельных фигур в пору Смуты и правление царя Михаила Фёдоровича. Богатый русский помещик стал выдвигаться при Иване Грозном, когда в чине окольничего был воеводой в Ливонии.

Отстроив после Смуты деревянную церковь Происхождения честного Креста Господня, он превращает Кусково в своего рода загородную дачу. Согласно писцовой книге 1624 г., село было старинной вотчиной Ф.И. Шереметева. В нем находилась деревянная церковь во имя Происхождения Креста Господня с приделами Николая Чудотворца, Флора и Лавра, «а в церкви образы и книги и ризы и на колокольне колоколы строенья боярина Фёдора Ивановича Шереметева; в селе двор боярина да двор животинный, живут деловые люди». Отмечены 4 двора церковного причта, «да в селе пруд, да другой пруд на поле». В 1633 г. в приходе кусковской церкви значилось 20 дворов.

      • Боярин Фёдор Иванович Шереметев по духовному завещанию 1649 г. отказал вотчину своему племяннику Василию Петровичу Шереметеву, воеводе, участвовавшему в событиях Смутного времени. При царе Алексее Михайловиче он воевал в Белоруссии и занял несколько крепостей.
      • В 1661 г. новым владельцем имения стал сын последнего Пётр Васильевич Большой Шереметев, киевский воевода и русский посол в Польше.
      • По смерти в 1691 г. боярина Петра Васильевича Шереметева Кусково досталось его сыну Владимиру, при котором в 1703 г. в Кускове значилось 15 дворов.
      • Владимир Петрович продал имение в 1715 г. своему старшему брату Борису Петровичу Шереметеву. В купчей говорилось, что в Кускове к тому времени имелись «церковь деревянная…четвертная пашня и лес, сенные покосы и всякое угодье».

В отличие от многих «птенцов гнезда Петрова», возвышением своим обязанных императору, Борис Петрович Шереметев (1652—1719) еще при царе Фёдоре Алексеевиче воевал против крымцев и был тамбовским наместником. При смене власти в 1682 г. он был пожалован из стольников в бояре. При царевне Софье он называется «ближним боярином» и вятским наместником. Вопреки многим другим, на которых Петр положил опалу из-за нелюбви к своей сестре, Б.П. Шереметев сохранил свои звания. Умения знающего воеводы пригодились при Азовском походе 1695 г. Под его руководством были взяты все прибрежные крепостцы по Днестру и основано укрепление на острове Тамань.

Фото (настоящее время):

Совершив заграничное путешествие по Европе, Б.П. Шереметев стал первым русским кавалером Мальтийского креста. В разгоревшейся через несколько лет Северной войне именно он одержал первые победы над «непобедимыми» шведами — и Петр I жалует ему звание генерал-фельдмаршала. За взятие в начале 1702 г. Эрестфера воевода был награжден высшим русским орденом святого Андрея Первозванного. В 1705 г. вспыхнул мятеж в Астрахани, и на подавление бунта царь посылает родовитого боярина. За три дня возмущение было подавлено, и царь в том же году жалует Б.П. Шереметева — впервые в русской истории — титулом графа Российской империи.

Графское благородство

Участник Полтавской битвы (откуда он вывез трофей — седло Карла XII, хранившееся в Оружейной камере Кускова), герой взятия Риги, Шереметев воевал в Польше, Померании и Мекленбурге. У него был свой полководческий стиль — в отличие от А.Д. Меншикова, фельдмаршал никогда не пускался в военные авантюры и не начинал операций неподготовленным. За победы Пётр жаловал Шереметева многими землями, разбросанными в разных частях России. Подобно Меншикову испытывавший пристрастие к лошадям, граф в отличие от «полудержавного властелина» отличался образованностью, строгостью и честностью. Его обеды никогда не превращались в шумные попойки, подобные царским застольям, а графское благородство подчеркивал даже внешний вид — он «был роста высокого, имел вид привлекательный, крепкое сложение тела».

  • Кусково фельдмаршал приобрел уже на закате своей жизни, видимо желая иметь владение в непосредственной близости от Москвы. С хозяйственной точки зрения оно было непривлекательно, так как не приносило дохода. Это была лишь загородная дача, в которой перепись 1722 г. отметила всего 5 человек дворни. Незадолго до покупки имения в 1715 г. Б.П. Шереметев вторым браком женился на Анне Петровне Салтыковой (1712). Их сын граф Петр Борисович после смерти отца в 1719 г. унаследовал это подмосковное имение.

Обладатель огромного достояния был генерал-аншефом, обер-камергером, сенатором, кавалером ордена святого Андрея Первозванного, а затем — губернским предводителем московского дворянства. Ему благоволил император Пётр II, который на другой день после коронации жалует вельможу в поручики, а через несколько месяцев — в капитан-поручики лейб-гвардии Преображенского полка.

Загородная резиденция Шереметева

Он приступает к созданию здесь своей загородной резиденции. Расцвет жизни Шереметева пал на времена Елизаветы, хотя двадцать лет екатерининского царствования стали для него не менее блистательны. Граф женился на первой по богатству невесте России, дочери князя A.M. Черкасского. Унаследовав от отца 60 тыс. душ крестьян, он выгодным браком более чем удвоил это состояние, став владельцем почти 150 тыс. крепостных. К солидному приданому добавилось и соседнее Вешняково, включенное в обширную усадьбу графа. Близость к Перову, где находился деревянный дворец любовника императрицы Елизаветы Петровны, поспособствовала обустройству Кускова. Дошедшая «Опись хоромному строенью» говорит, что уже к 1741 г. в имении Шереметева были покои на пятнадцать комнат с золоченой резьбой, «лаковыми обоями» и «штофными тканями». Этот летний увеселительный дом существовал несколько десятилетий, пока не был капитально переделан в новых вкусах. Примерно в то же время, в 1737—1739 гг., граф соорудил каменную церковь Всемилостивого Спаса.

Эта церковь, поставленная на берегу пруда, стала первым каменным сооружением в усадьбе. Традиционная композиция «восьмерик на четверике» была обыграна в чисто европейской архитектуре скромных барочных форм. Фасады церкви были украшены фронтонами, пилястрами, незатейливыми обрамлениями окон. Декоративная скульптура в XVIII в. украшала верх здания, причудливо сочетаясь с ломаной крышей. Оштукатуренная колокольня была добавлена позднее, в 1792 г., — её выполнили крепостные архитекторы А.Ф. Миронов и Г.Е. Дикушин.

Дворцово-парковый ансамбль Кускова строился на протяжении полувека — с 1737 по 1785 г. Неторопливо, с большим знанием дела создавались интерьеры и убранство дворца; методично и скрупулезно собирались коллекции. Хозяин, будучи первым губернским предводителем московского дворянства, готовил сюрприз московскому обществу: Кусково было объявлено открытым для посещения широкой публикой. Архитектура дворца, подчеркнутая скульптурными и живописными композициями, искусно разбитый парк, театральные представления и музыкальные вечера сделали Кусково в XVIII в. популярной достопримечательностью ближайшего Подмосковья.

Фото (настоящее время)

У дороги в имение стоял столб с надписью, приглашавшей веселиться «как кому угодно» в доме и в саду. С мая по август по воскресеньям дорога в Кусково была многолюдна; «карета обскакивала карету», как писал Н.М. Карамзин. Цепь выездов растягивалась до самой Москвы. Аллеи становились тесными. Повсюду слышалась музыка. По тихой глади пруда плыла венецианская гондола с разноцветными флагами. Спектакли «для благородных» чередовались с забавами для народа и потешными огнями. Документы свидетельствуют, что порой здесь собиралось до 50 тыс. человек. Одних званых гостей бывало до двух тысяч; среди них были люди самого высокого положения — императрица Екатерина II и император Священной Римской империи Иосиф II (посетили Кусково в 1775 г.). Виды знаменитой подмосковной снимал в конце 1760-х годов М.И. Махаев; они были затем воспроизведены в серии живописных полотен и в гравюрах, выполненных французскими мастерами.

Кусковский дворец — образцовый пример классицизма. Лаконичные формы, напоминающие архитектурные шедевры древних Афин, сдержанность в декоре — все, как и подобает классике, истинно, даже деревянная обшивка дворца не оштукатурена и не расписана под мрамор, а колонны не подражают каменным, они конусообразны, как ствол дерева. На колоннах покоится портик с вензелем П.Б. Шереметева, под своды которого по пандусам въезжали кареты.

Уже в вестибюле дворца посетителю дают почувствовать, что хозяин представляет род, славный военными победами: двери, ведущие в анфиладу парадных комнат, напоминают триумфальные арки, полукружия которых заполнены изображениями военных трофеев.

Прихожая-гостиная украшена овальным гобеленовым портретом Екатерины II. Этот гобелен выткан Василием Фирсовым так искусно, что выдерживает соседство с фламандскими образцами: двумя оставшимися от разграблений 1812 г. шпалерами с изображениями парковых пейзажей.

Вторая гостиная продолжает тему цветущего сада — на двух стенах раскинулась большая шпалера, изображающая сад с павлином — древним символом богатства. Отраженный в зеркалах гостиной пруд как бы попадает внутрь помещения и дополняет пейзаж на шпалере, гостиную украшают мраморные бюсты хозяев работы Фёдора Шубина. Камергер, сенатор и генерал П.Б. Шереметев выглядит умным и распорядительным хозяином, а его жена предстает лишь хозяйкой дома и спутницей жизни своего супруга.

И эту семейную идиллию не испортили ни орденские звезды на груди, ни алмазный орденский крест на шее, ни подчеркнутое высокомерие супруги государственного мужа.

Третья гостиная, названная по цвету обивки мебели Малиновой, выполнена в тяжеловесном барокко не случайно. Здесь витает дух отца сенатора — фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева и его супруги Анны Петровны. Их бюсты работы того же скульптора своей помпезностью напоминают скульптурные портреты екатерининской эпохи — перед нами деятель истории, гордый и властный.

Следующее помещение — парадная опочивальня — обито шёлком. Золоченые вазы, живописные вставки над дверьми и похожий на сцену альков превосходят великолепием отделку предыдущих залов. Парадная опочивальня в Кускове — точная копия парадной опочивальни шереметевского дома в Петербурге, построенного в елизаветинские времена. Единственное назначение и той и другой — «служить к великолепию», никто никогда в этих опочивальнях не почивал.

Главное помещение для балов, танцев и обедов на сто персон и более — Зеркальная галерея дворца. Галерея выдержана в бело-золотых тонах. Стены, наличники, косяки, двери — белого цвета, зеркальные рамы, багеты, лепные венки и гирлянды — позолоченного резного дерева, светильники из позолоченной бронзы. Зеркала, вставленные в простенки, и переплеты ложных окон, отражают небо и зелень так, что зал кажется открытой с обеих сторон галереей. Зеркала многократно увеличивают пространство зала и умножают число гостей. Плафон, изображающий голубое небо, иллюзорно увеличивает высоту помещения. Зеркала отражали и преломляли свет свечей, настенных бра, стеклянных колоколов и фонарей, стеклянных подвесок над светильниками. В вечернее время это море огней сверкало, переливаясь всеми цветами радуги.

Дворец окружён парком, разбитым по французским канонам паркового искусства. Такие парки называют регулярными. По обе стороны главной оси ансамбля симметрично расстелены зелёные ковры-партеры. В XVIII в. они имели сложные узоры, вырезанные в плотной зелёной массе. Пересекающиеся под прямым углом или по диагонали аллеи ограждены подстриженными стенками зелени. Вдоль зелёных стен росли деревья, кронам которых придавали шаровидную форму. На партере летом выставлялись в кадках померанцевые и миртовые деревья, подстриженные в форме конусов и пирамид.

Само же Кусково в 1960 г. было включено в городскую черту Москвы.

По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».

От Igolka

Иногда возможно смотреть иначе... и каждый из нас смотрит в свою сторону, а нужно в общую.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ