История Район Вешняки

История Район Вешняки

Вешняки – район в составе Восточного административного округа столицы, расположен на территории старинных поместий Кусково, Вешняково, Владычино, упоминающихся уже в летописях ХIY века и связанных с фамилией Шереметевых.

Вешняки с высоты птичьего полёта (ВАО)

Происхождение названия:

Своё название этот район получил от села Вешняки. Свою историю село ведет от возникшей здесь на суходоле, посреди бортных рощ, деревни Найденова-Чурилова, в XVI в. именовавшейся также Вешняковой. От кого получила она свои названия — от владельцев или первых поселенцев, — остается загадкой. Уже в наше время возникла версия, что столь красивое имя Вешняки получили потому, что два века назад переселенцы с Украины посадили здесь вишневые сады. Но эта легенда не находит подтверждения в архивных документах. Название Вешняково письменно упоминается с 70-х годов XVI в., то есть намного ранее, чем о том гласит предание. Что касается наименования деревни Найденова-Чурилова, то, судя по всему, оно связано с именем Ивана Григорьевича Чурилова, служилого человека конца XIV в., отправлявшего митрополита Пимена в ссылку в далекую Чухлому.

Район Вешняки входит в состав 16-и районов Восточного административного округа
Район Вешняки входит в состав 16-и районов Восточного административного округа

В 1577 г., после Ливонской войны, это была уже пустошь, которая числилась за боярином Иваном Васильевичем Шереметевым. При его сыне Фёдоре Ивановиче — владельце соседних Гиреева и Кускова, жившем в первой половине XVII в., пустовавшее место заселяется, ставятся деревянные боярские хоромы и в 1644—1646 гг. возводится каменная церковь Воскресения Христова. Вешняково становится селом и приобретает вид типичного барского имения со скотным двором, слободкой «задворных» и «кабальных» людей. По переписной книге 1646 г., здесь значится каменная Воскресенская церковь, двор попа, «да в селе 12 дворов задворных людей».

Вешняки старые фото

История

Ф.И. Шереметев завещал Вешняково своему внуку — князю Якову Никитичу Одоевскому, за которым оно числилось в 1678 г. По описанию этого года в селе находились: двор вотчинника, двор скотный (5 человек), «да в слободке того же села 3 двора задворных и 18 дворов кабальных людей» (всего 39 человек).

Яков Никитич Одоевский отдал Вешняково своей дочери Марфе, которая вышла замуж за князя Михаила Яковлевича Черкасского. Так представители этой известной фамилии стали следующими владельцами села. Правда, юридически село перешло к ним чуть позже, поскольку по условию брачного соглашения им еще в 1704 г. владела вдова Я.Н. Одоевского Анна Михайловна. В это время в селе значились двор вотчинника, три двора дворовых людей и скотный двор, а все население имения составляло 14 человек.

В 1712 г. имение переходит к сыну Марфы Алексею Михайловичу Черкасскому — сибирскому губернатору при Петре I, а также директору Канцелярии строений и государственному канцлеру при императрице Елизавете Петровне. Занятый на государственной службе, князь не обходит вниманием небольшое имение, затеяв перестройку каменной церкви. В 1743 г. A.M. Черкасский отдал село в приданое своей дочери Варваре, вышедшей замуж за Петра Борисовича Шереметева — обер-камергера и сына знаменитого генерал-фельдмаршала, владевшего соседним Кусковом. Так эти имения вновь оказываются в одних руках. В конце XVIII в. ими владел граф Николай Петрович Шереметев. При нём Вешняково с тремя «тянувшими» к нему деревнями — Вязовкой, Жулебиной и Выхиной — превращается в некий придаток известной барской подмосковной Кусково. Если к последнему был приписан всего один крестьянский двор с 9 крепостными, то в Вешняках и ближних деревнях значилось 847 крестьян.

Каменная церковь

Успенская церковь Вешняки
Успенская церковь Вешняки

По «Экономическим примечаниям» 1800 г., Вешняково — «село на суходоле», с иловатой землей и плохими покосами. Нет ни достойной усадьбы, ни сада: примечательно лишь одно — каменная церковь, построенная в 1732 г. Читая лаконичное описание, живо представляешь деревянную ограду вокруг сельского погоста, четыре каменные богадельни у храма. Местные крестьяне не считались зажиточными. Числившиеся «на изделье» мужики не осваивали никаких ремесел, предпочитая им традиционные крестьянские занятия. Зато «женщины упражняются в пряже шерсти, которую продают в Москве», — отметил современник. От тех далеких времен ныне осталась лишь церковь — шатровый храм середины XVII в., построенный еще Ф.И. Шереметевым.

Сельская жизнь текла размеренно. Еще в 30-е годы XX в. местные крестьяне торговали картофелем и молоком. Оказавшись близ ветки Рязанского направления железной дороги, Вешняки быстро обстраивались дачами. Особенно славилась среди них дача Семенова, бывшая одно время чем-то вроде визитной карточки Вешняков. Если в 1880-х годах тут было примерно 40 дач, то в 1930-х годах уже более 500, с магазинами, почтой, клубом, амбулаторией.

Рынок на площади у станции метро Ждановская 1985 год.

Типичное подмосковное село, естественно, попало в круговорот бурных событий XX в. Последовали национализация, коллективизация. В 1937 г. была закрыта местная церковь. В годы Великой Отечественной войны здесь разместилась женская снайперская школа.

Разраставшийся город в 1960 г. поглотил окрестные селения. Это коснулось и Вешняков. В 1969 г. здесь развернулось городское жилищное строительство. Прежняя быль хранится лишь в названиях Вешняковских проездов и улицы — одной из главных в районе.

По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».

Недалеко от храма находилось:

Универмаг Вешняки

Изображение 12 из 12

Универмаг Вешняки 2021 год.

От Домовой

Добровольное сообщество людей. Цель: Сделать наш Дом лучше, а не искать мусор по углам.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ